Пятница, 19.04.2024, 14:55

Версия для слабовидящих
Приветствую Вас Дошколёнок | RSS

                                МБОУ "О(с)ОШ №6" г. Барнаул

пр-т Комсомольский, 68    osoh6@mail.ru  тел. 24-96-07   63-10-56

Меню сайта
Форма входа










 






Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Литература и русский язык

Синтаксический разбор словосочетания и предложения

Урок русского языка,

проведённого в 11 классе,

Ивановой Н.Н.,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «О(с)ОШ №6»

 

Слайд 1

Тема урока: «Синтаксический разбор словосочетания и предложения»

Тип урока:  комбинированный.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая (АФО).

Оборудование: мультимедийный проектор; презентация, карточки для самостоятельной работы, тесты.

 Цели урока:

(для учителя)

·         Образовательные:

o    повторение и систематизация знаний о словосочетании и предложении;

o    совершенствование навыка синтаксического разбора словосочетания и  предложения;

·         Развивающие:

o    развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

o    развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

·         Воспитательные:

o    воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;

o    воспитание интереса и бережного отношения к русскому языку.

Задачи:

(для учителя)

-повторить определение словосочетания, проследить способы выражения главного и зависимого слов, закрепить виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание);

-повторить определение предложения, вспомнить виды предложений (по составу, по наличию второстепенных членов, обособленных членов; по наличию нескольких грамматических основ);

-закрепить разницу между простым и сложным предложениями;

-закрепить схемы сложных предложений;

-способствовать развитию  коммуникативных  умений и навыков учащихся;

-развивать умения выполнять тестовые работы;

-активизировать творческие способности учащихся.

 

Ход урока:

I. Организационный этап: запись даты и темы урока. Обратите внимание: на партах у вас помимо карточек и КИМ лежат листы успешности, которые вы будете заполнять в течение урока.

Слайд 1

II. Проверка домашнего задания:

Что вы повторяли к сегодняшнему уроку? (Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса).

Оцените свою готовность к уроку в листке успешности.

III. Целеполагание:

Чем мы сегодня будем заниматься? Постарайтесь сформулировать цель и задачи нашего урока.

Обучающиеся формулируют (учитель записывает на доске):

- совершенствование навыка синтаксического разбора;

- повторить разбор словосочетания,

- закрепить разбор предложения,

- закрепить схемы сложных предложений;

- развивать коммуникативные  умения и навыки учащихся;

- развивать умения выполнять тестовые работы,

- подготовиться к итоговой аттестации.

(3 мин)

Оцените уровень понимания цели и задач урока в листке успешности.

IV. Актуализация знаний:

Для достижения цели урока нам нужно восстановить и закрепить информацию о словосочетании и предложении. Дайте определение словосочетания.

Словосочетание – наименьшая синтаксическая единица, состоящая из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

 

 

                                 Слайд 2                                                        Слайд 3

 

 

Примеры (3-4 мин)

Какое задание ЕГЭ можно выполнить, изучив виды связи в словосочетании?

V. Закрепление  и проверка:

Цель для учителя:

проверка усвоения материала о словосочетании

Цель для обучающихся:

закрепление полученных знаний

 На партах у вас лежат КИМы ЕГЭ, постарайтесь выполнить задание В3 и обсудить в парах. (3 мин)

 

                              Слайд 4

 

Заполните лист успешности.

Актуализация знаний:

Дайте определение предложения.

Предложение – основная единица синтаксиса, для которой характерна смысловая и интонационная завершённость. Главное – наличие грамматической основы. Это ещё и коммуникативная единица: общаемся мы с помощью предложений, а словосочетание – строительный материал для предложения.

 

 

                                       Слайд 5                                                      Слайд 6

 

 

 

Постараемся вспомнить порядок разбора простого предложения

 

                                        Слайд 7

 

 

 

Нужно помнить про осложнённое предложение (однород.чл., прич. И дееприч. Обороты, обращение, вводные слова, приложение).

А сложное как разбираем?

Определяем, какое оно (БСП, ССП или СПП), разбираем каждую часть отдельно, как и простое предложение.

 (5 мин)

 

На парте у вас лежит карточка. Давайте вместе прочитаем текст №1 и постараемся выполнить ряд заданий по этому тексту.

 

Закрепление  и проверка ЗУН:

Цель для учителя:

проверка усвоения материала о предложении

Цель для обучающихся:

закрепление полученных знаний

 

(1)C  давних  времён  книга на Руси была предметом истинного восхищения и уважения.

     (2)В Древней Руси книги не только любили и читали, их ревностно берегли. (3)В монастырях существовал строгий порядок выдачи книг и их возврата в «книгохранительницу», для нарушителей устанавливались наказания.  (4)Ведь писались книги на дорогом материале – пергаменте, изготовляемом из телячьей кожи. (5)Листы пергамента, чтобы они не коробились, прикрывали сверху и снизу досками с застёжками. (6)И плохо приходилось тому, кто небрежно обращался с книгой. (7)Сохранилось даже такое грозное по тем временам наставление: «Если какой-нибудь поп или дьякон, прочитав, не застёгивает всех застёжек, то пусть будет проклят!»

(К. Горбачевич)

- Докажите, что перед вами текст. (Определение)

- Какова тема данного текста? (Книга)

- Какова проблема данного текста? (Отношение к книге)

- К какому типу речи можно отнести этот текст? (Повествование с элементами рассуждения)

- Вооружитесь простыми карандашами и ручками и начнём наше исследование (мини-исследование) у доски и в тетрадях (совместно с учителем):

1. Произведите синтаксический разбор 1 предложения. (Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распростр., осложнено однородными дополнениями.)

 

                                            Слайд 8

 

 

 

 

2. Выпишите из 1 предложения словосочетания, определите их вид связи

(с давних времён – согласование,

книга на Руси – управление,

предметом восхищения и уважения – управление,

истинного восхищения и уважения – согласование)

Почему не выписали «книга была предметом»? (Грам. основа)

 

                                         Слайд 9

 

 

 

 

3. В 3 предложении подчеркните грамматические основы, определите тип предложения.  (БСП)

 

 

 

                                            Слайд10

 

 

 

4. Начертите схему 5 предложения. Объясните. (СПП)

 

 

 

                                             Слайд 11

 

 

 

5. В чём необычность последнего, 7, предложения? (Содержит прямую речь). Нам нужно вспомнить схему такого предложения. (А: «П!»)

 

 

                                              Слайд 12

 

 

 

Заполните лист успешности.

 

VI. Выполнение контрольного теста:

Цель для учителя:

контроль усвоения пройденного материала

Цель для обучающихся:

применение полученных ЗУН

Теперь, ребята, самостоятельно выполните тестовую работу по Тексту 2

Текст 2

     (1)Для чего люди читают? (2)Очевидно, можно выделить три причины, побуждающие людей к чтению. (3)Во-первых, они читают для овладения какой-нибудь специальностью. (4)Во-вторых, читают, чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному. (5) Наконец, мы читаем, чтобы получить информацию об окружающем нас мире.

    (6)Правда, может быть есть и ещё одна причина – «убить время». (7)К сожалению, есть ещё люди, которые не знают, куда себя деть. (8)Таким образом, чтение может приносить огромную пользу. (9) Но может и не оставить заметного следа в уме и сердце человека.  (10)Всё дело в умении читать.

 («Наука и жизнь».)

Задание:

  1. Укажите тип текста.
  2. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью согласование.
  3. Дайте характеристику 3 предложения. Запишите в изученном порядке.
  4. Найдите СПП с придаточным цели среди предложений 5-8, укажите номер этого предложения.
  5. Укажите предложение с фразеологизмом.

(8-10 мин)

В это время индивидуальное консультирование.

VII. Проверка выполненного задания

Какие ЗУН вы применяли для решения данных заданий?

 

Обменяйтесь тетрадями в парах, проверьте и оцените работы по следующим критериям:

5 заданий выполнено правильно – «5»,

4 – «4»,

3 – «3»,

2-1 – «2»

Критерии прописаны в ваших листах успешности.

Верните работы владельцам, занесите полученный результат (свой!) в лист успешности.

 

 

   

                                                                               Слайд 13

 

 

VIII. Рефлексия

Цель для учителя:

определить степень усвоения материала,

наметить пути устранения пробелов в знаниях

Цель для обучающихся:

Возможность высказать собственное мнение, поделиться мыслями…                                                                                                         

                                                                                     Слайд 14

- Чем полезен был  этот урок?

- Что было нового? Чему научились?

- Какой этап урока был наиболее интересным?

- Что вызвало затруднения?

- Что удалось хорошо, а над чем стоит поработать?

- Какие задания ЕГЭ вы можете выполнять, изучив тему?

- Сможете теперь самостоятельно выполнять задания ЕГЭ по синтаксису?

- Цель урока достигнута?

IX. Домашнее задание.

Готовиться к контрольному диктанту по теме «Синтаксис».

Выберите вариант КИМов  ЕГЭ, который ещё не решали,

дома  выполняете все задания, акцентируем внимание

 на вопросах синтаксиса.

X. Оценки за урок.

Благодарю всех за урок.

Сдайте, пожалуйста, свои листы успешности, за перемену постараюсь выставить вам итоговые оценки.

Лист успешности обучающегося ____________________________________

 

Для устных ответов

«5» - отлично знаю и понимаю,

«4» - знаю и понимаю хорошо,

«3» - что-то припоминаю, немного понимаю,

«2» - ничего не знаю и не понимаю

 

Для письменных ответов

5 заданий выполнено правильно – «5»,

4 – «4»,

3 – «3»,

2-1 – «2»

 

 

Этап урока

Качество усвоения

 

Комментарий

 

Проверка Д.з.

 

 

 

 

 

Целеполагание (постановка целей и задач урока)

 

 

 

В3 (словосочетание)

 

 

 

 

Текст 1 (совместная работа)

 

 

 

 

Текст 2 (проверочная работа)

 

 

 

 

Итоговая оценка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               

                          ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Текст 1 

(1)C  давних  времён книга на Руси была предметом истинного восхищения и уважения.

     (2)В Древней Руси книги не только любили и читали, их ревностно берегли. (3)В монастырях существовал строгий порядок выдачи книг и их возврата в «книгохранительницу», для нарушителей устанавливались наказания.  (4)Ведь писались книги на дорогом материале – пергаменте, изготовляемом из телячьей кожи. (5)Листы пергамента, чтобы они не коробились, прикрывали сверху и снизу досками с застёжками. (6)И плохо приходилось тому, кто небрежно обращался с книгой. (7)Сохранилось даже такое грозное по тем временам наставление: «Если какой-нибудь поп или дьякон, прочитав, не застёгивает всех застёжек, то пусть будет проклят!»

(К. Горбачевич)

Задание:

- Докажите, что перед вами текст.

- Какова тема данного текста?

- Какова проблема данного текста?

-К какому типу речи можно отнести этот текст?

мини-исследование у доски и в тетрадях (совместно с учителем):

1. Произведите синтаксический разбор 1 предложения.

2. Выпишите из 1 предложения все  словосочетания, определите их вид связи.

Почему не выписали «книга была предметом»?

3. В 3 предложении подчеркните грамматические основы, определите тип предложения. 

4. Начертите схему 5 предложения. Объясните.

5. В чём необычность последнего, 7, предложения?   Вспомните схему такого предложения.

Заполните лист успешности.

Текст 2

     (1)Для чего люди читают? (2)Очевидно, можно выделить три причины, побуждающие людей к чтению. (3)Во-первых, они читают для овладения какой-нибудь специальностью. (4)Во-вторых, читают, чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному. (5) Наконец, мы читаем, чтобы получить информацию об окружающем нас мире.

    (6)Правда, может быть есть и ещё одна причина – «убить время». (7)К сожалению, есть ещё люди, которые не знают, куда себя деть. (8)Таким образом, чтение может приносить огромную пользу. (9) Но может и не оставить заметного следа в уме и сердце человека.  (10)Всё дело в умении читать.                                                                                 («Наука и жизнь».)

 

Задание:

  1. Укажите тип текста.
  2. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью согласование.
  3. Дайте характеристику 3 предложения. Запишите в изученном порядке.
  4. Найдите СПП с придаточным цели среди предложений 5-8, укажите номер этого предложения.
  5. Укажите предложение с фразеологизмом.

Заполните лист успешности.

                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Текст 3

(1)Мы заботимся о своём здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязнёнными. (2)Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству. (3)Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных. (4)Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранять также ту окружающую нас природу, которая даёт человеку возможность эстетического и нравственного отдыха. (5)Целительная сила окружающей природы хорошо известна.

(Д. Лихачёв)

 

 

 

Категория: Литература и русский язык | Добавил: Nataiy (14.11.2014)
Просмотров: 3842
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Последние новости
[08.10.2020]
ВАЖНО (0)
[29.09.2020]
Новости (0)
[25.09.2020]
События (0)
[25.09.2020]
События (0)
[23.09.2020]
Новости (0)


 

Министерство образования и науки Российской Федерации


 Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи



 
Президент России 

 
 
 

Copyright MyCorp © 2024



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!