Урок по теме: «Построение изображения в линзе» в 11 классе
Задачи урока:
Обучающие: научить строить изображения предмета с использованием свойств характерных лучей собирающей и рассеивающей линз и давать характеристику изображения в линзе, сформировать умения решать задачи на построение изображения предмета.
Развивающие: развивать у учащихся умения выделять главное, находить аналогии, анализировать условия задачи.
Воспитательные: создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, умений выделять существенное, сравнивать изучаемые факты, логически мыслить.
Тип урока: объяснение нового материала.
Приёмы, используемые на уроке: проблемное обучение, системно-деятельностный подход.
Оборудование: компьютер, проектор, линзы.
Информационное сопровождение урока: презентация, Интернет ресурсы.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Актуализация знаний
Повторение темы «Линзы»: учащиеся отвечают на вопросы теста (Приложение №1) в течение 5 минут и сравнивают свои ответы с правильными (слайд 1). Делают пометку в листе «Самоконтроль» (Приложение №2) о том, как справились с заданием.
3. Этап целеполагания и планирования
Учитель предлагает учащимся провести эксперимент:
- Получить с помощью собирающей линзы изображение текста учебника.
Вопрос: какое изображение текста вы получили? (увеличенное, прямое.) Где располагается изображение? (по ту же сторону от линзы, где располагается текст, но дальше)
- Подойти к стене и получить изображение окна с помощью той же линзы.
Вопрос: какое изображение окна вы получили? (уменьшенное, перевернутое). Где располагается изображение? (по другую сторону от линзы)
- Получить с помощью рассеивающей линзы изображение текста учебника.
Вопрос: какое изображение текста вы получили? (уменьшенное, прямое). Где располагается изображение? (по ту же сторону от линзы, где располагаются текст, но ближе).
Вопрос: какие изображения дает одна и та же линза? какие изображения дают собирающие и рассеивающие линзы? (разные). От чего это зависит? (от расположения предмета относительно линзы и от того, какая линза).
Вопрос: как выбирают линзы в оптические приборы?
Вопрос: как узнать, какие изображения может давать линза? (необходимо научиться строить изображения).
Учащиеся формулируют тему урока: «Построение изображения в линзе» (слайд 2).
Учащиеся планируют на какие вопросы необходимо ответить в течение урока:
- Как построить изображения в линзе? Что для этого нужно знать?
- Какие изображения могут давать линзы?
- Где эти изображения находят применение?
(учитель записывает эти вопросы на доске)
Учащиеся делают пометку в листе «Самоконтроль» (Приложение №2) о том, как справились с формулировкой темы и планированием.
4. Изучение нового материала и отработка учебных действий
Проблема - Как построить изображение в линзе? Что для этого нужно знать?
Учитель: любой предмет состоит из точек, а для построения точки необходимо 2 луча. Ход некоторых лучей в линзах вы уже знаете.
Задание 1: необходимо зарисовать и описать ход «удобных лучей» в собирающей и рассеивающей линзах. Учащиеся работают парами с текстом учебника на стр.191 и раздаточным материалом, заполняют таблицы в памятке №1. (Приложение №3). На эту работу отводится 5 минут.
Учащиеся характеризуют «удобные лучи» и сравнивают свои ответы с правильными (слайды 4-5). Делают пометку в листе «Самоконтроль» (Приложение №2) о том, как справились с заданием.
Задание 2: необходимо в тетради сделать рисунки на построение и кратко описать полученное изображение при помощи собирающей линзы, используя памятку №1 (Приложение №3) (слайд 6):
А) предмет находится за двойным фокусом (изображение уменьшенное, перевернутое, действительное, лежащее по другую сторону от линзы). Применение: фотоаппараты.
Б) предмет находится между фокусом и двойным фокусом (увеличенное, перевернутое, действительное). Применение: проекционные аппараты.
В) предмет находится между фокусом и линзой (изображение мнимое, увеличенное, прямое). Применение: увеличительные стекла.
Ученики работают в тетрадях, на доске только для случая 1. (на эту работу отводится 5 минут). Затем проверяют правильность чертежей при помощи слайдов 9, 11, 13.
Задание 3: необходимо в тетради сделать рисунки на построение и кратко описать полученное изображение при помощи рассеивающей линзы, используя памятку №1 (Приложение №3) (слайд 14):
А) предмет находится за двойным фокусом.
Б) предмет находится между фокусом и двойным фокусом.
Ученики строят изображение, проверяют правильность построения и делают вывод:
изображение при всех положениях предмета – мнимое, прямое, уменьшенное (слайды 14, 15), (на эту работу отводится 5 минут).
Учащиеся делают пометку в листе «Самоконтроль» (Приложение №2) о том, как справились с заданием.
Задание 4: необходимо зарисовать и описать ход лучей, падающих на собирающую и рассеивающую линзы под углом к главной оптической оси. Учащиеся работают парами с текстом учебника на стр.188 и с раздаточным материалом, заполняют таблицы в памятке №2. (Приложение №3). На эту работу отводится 5 минут.
Учащиеся характеризуют ход лучей, падающих на собирающую и рассеивающую линзы под углом к главной оптической оси и сравнивают свои ответы с правильными (слайды 16,17). Делают пометку в листе «Самоконтроль» (Приложение №2) о том, как справились с заданием.
Задание 5: необходимо построить изображение точки , расположенной на главной оптической оси собирающей и рассеивающей линз (на это задание отводится 5 минут).
Учащиеся работают в тетрадях, затем проверяют правильность чертежей при помощи слайдов 18,19. Делают пометку в листе «Самоконтроль» (Приложение №2) о том, как справились с заданием.
5. Закрепление: возвращаемся к плану
- Как построить изображения в линзе? Что для этого нужно знать? («удобные лучи»)
- Какие лучи вы использовали для построения изображения в линзах?
- Какие могут быть изображения? Где они применяются? (слайды 21, 22)
Расположение предмета
|
В каких приборах используется
|
d>2F
|
В фотоаппарате
|
d=2F
|
В оптических приборах для получения четкого изображения.
|
2F>d>F
|
Фотоувеличитель, проекционная аппаратура, киноаппарат…
|
d=F
|
Лупа, объектив микроскопа.
|
d<F
|
Увеличительные стекла.
|
|
|
- Где применяются рассеивающие линзы?
6. Домашнее задание (слайд 23):
Обязательная часть:
- прочитать §64 и обратить внимание на те задания из листа «Самоконтроль», с которыми не совсем справился;
- дозаполнить таблицу (на обратной стороне листа «Самоконтроль»): какие изображения мы получаем в оптических приборах?
- построить изображения:
А) предмет находится в двойном фокусе собирающей линзы (равное, перевернутое, действительное).
Б) предмет помещен в фокус собирающей линзы (изображение размытое, в «бесконечности»).
В) предмет находится между фокусом и рассеивающей линзой (изображение мнимое, прямое, уменьшенное).
Дополнительная часть:
- построить изображение предмета, расположенного на главной оптической оси собирающей линзы между её фокусом и двойным фокусом.
7. Итог урока: рефлексия (слайд 24)
Задание: написать себе телеграмму и желающим предложить её зачитать
- Кратко написать самое важное, что я уяснил с урока (я понял…., я научился…).
- Кратко написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке (я не понял…, у меня пока не получается…).
|