Четверг, 25.04.2024, 08:16

Версия для слабовидящих
Приветствую Вас Дошколёнок | RSS

                                МБОУ "О(с)ОШ №6" г. Барнаул

пр-т Комсомольский, 68    osoh6@mail.ru  тел. 24-96-07   63-10-56

Меню сайта
Форма входа










 






Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Физика

Построение изображения в линзах

Урок по теме:  «Построение изображения в линзе» в 11 классе

Задачи урока:

 

Обучающие:   научить строить изображения предмета с использованием свойств характерных  лучей собирающей и рассеивающей  линз и давать характеристику  изображения в линзе, сформировать умения решать задачи на построение изображения предмета.

Развивающие:    развивать у учащихся умения выделять главное, находить аналогии, анализировать условия задачи.

 Воспитательные:    создать условия  для развития  познавательной самостоятельности учащихся, умений выделять существенное, сравнивать изучаемые факты, логически мыслить.

Тип урока: объяснение нового материала.

Приёмы, используемые на уроке: проблемное обучение, системно-деятельностный подход.

Оборудование: компьютер, проектор, линзы.             

Информационное сопровождение урока: презентация, Интернет ресурсы.

  

Ход урока

  1. Организационный этап

  2. Актуализация  знаний

   Повторение темы «Линзы»: учащиеся отвечают на вопросы теста  (Приложение №1) в течение 5 минут и сравнивают свои ответы с правильными (слайд 1). Делают пометку в листе «Самоконтроль»  (Приложение №2) о том, как справились с заданием.

  3. Этап целеполагания и планирования

  Учитель предлагает учащимся провести эксперимент:

  • Получить с помощью собирающей линзы  изображение текста учебника.

Вопрос: какое изображение текста вы получили? (увеличенное, прямое.) Где располагается изображение? (по ту же сторону от линзы, где располагается текст, но дальше)

  • Подойти к стене и получить изображение окна с помощью той же линзы.

Вопрос: какое изображение окна вы получили? (уменьшенное, перевернутое). Где располагается изображение? (по другую сторону от линзы)

  • Получить с помощью рассеивающей  линзы  изображение текста учебника.

Вопрос: какое изображение текста вы получили? (уменьшенное, прямое).  Где располагается изображение? (по ту же сторону от линзы, где располагаются текст, но ближе).

Вопрос: какие изображения дает одна и та же линза? какие изображения дают собирающие и рассеивающие линзы? (разные). От чего это зависит? (от расположения предмета относительно линзы и от того,  какая линза).

Вопрос: как выбирают линзы в оптические приборы?

Вопрос: как узнать, какие изображения может давать  линза? (необходимо научиться строить изображения).

Учащиеся формулируют тему урока: «Построение изображения в линзе» (слайд 2).

Учащиеся планируют на какие вопросы  необходимо ответить в течение урока:

  • Как построить изображения в линзе? Что для этого нужно знать?
  • Какие изображения могут давать линзы?
  • Где эти изображения находят применение?

(учитель записывает эти вопросы  на доске)

Учащиеся делают пометку в листе «Самоконтроль»  (Приложение №2) о том, как справились с формулировкой темы и планированием.

4. Изучение нового материала и отработка учебных действий

Проблема  -   Как построить изображение в линзе? Что для этого нужно знать?

Учитель: любой предмет состоит из точек, а для построения точки необходимо 2 луча. Ход некоторых лучей в линзах вы уже знаете.

 

Задание 1: необходимо зарисовать и описать ход «удобных лучей» в собирающей и рассеивающей линзах. Учащиеся работают парами с текстом учебника на стр.191 и раздаточным материалом, заполняют таблицы в памятке №1. (Приложение №3). На эту работу отводится 5 минут.

Учащиеся характеризуют «удобные лучи» и сравнивают свои ответы с правильными (слайды 4-5). Делают пометку в листе «Самоконтроль»  (Приложение №2) о том, как справились с заданием.

 

Задание 2: необходимо в тетради сделать  рисунки на построение и кратко описать полученное изображение при помощи собирающей линзы, используя памятку №1 (Приложение №3) (слайд   6):

А) предмет находится за двойным фокусом (изображение уменьшенное, перевернутое, действительное, лежащее по другую сторону от линзы). Применение: фотоаппараты.

Б) предмет находится между фокусом и двойным фокусом (увеличенное, перевернутое, действительное). Применение: проекционные аппараты.

В) предмет находится между фокусом и линзой   (изображение мнимое, увеличенное, прямое). Применение: увеличительные стекла.

Ученики работают в тетрадях, на доске только для случая 1. (на эту работу отводится 5 минут). Затем проверяют правильность чертежей при помощи слайдов  9, 11, 13.      

 

Задание 3: необходимо в тетради сделать  рисунки на построение и кратко описать полученное изображение при помощи рассеивающей линзы, используя памятку №1 (Приложение №3) (слайд  14):

А) предмет находится за двойным фокусом.

Б) предмет находится между фокусом и двойным фокусом.

 Ученики строят изображение, проверяют правильность построения и делают вывод:

 изображение при всех положениях предмета – мнимое, прямое, уменьшенное (слайды 14, 15),  (на эту работу отводится 5 минут).

Учащиеся делают пометку в листе «Самоконтроль»  (Приложение №2) о том, как справились с заданием.

 

Задание 4: необходимо зарисовать и описать ход лучей, падающих на собирающую и рассеивающую линзы под углом к главной оптической оси. Учащиеся работают парами с текстом учебника на стр.188 и с раздаточным материалом,  заполняют таблицы в памятке №2. (Приложение №3). На эту работу отводится 5 минут.

Учащиеся характеризуют ход лучей, падающих на собирающую и рассеивающую линзы под углом к главной оптической оси и сравнивают свои ответы с правильными (слайды 16,17). Делают пометку в листе «Самоконтроль»  (Приложение №2) о том, как справились с заданием.

 

Задание 5: необходимо построить изображение  точки ,   расположенной  на главной  оптической  оси   собирающей и   рассеивающей  линз   (на  это  задание   отводится  5  минут).

 

Учащиеся работают в тетрадях, затем проверяют правильность чертежей при помощи слайдов  18,19.    Делают пометку в листе «Самоконтроль»  (Приложение №2) о том, как справились с заданием.

  

5. Закрепление: возвращаемся к плану

  • Как построить изображения в линзе? Что для этого нужно знать? («удобные лучи»)
  • Какие лучи вы использовали для  построения изображения в линзах?
  • Какие могут быть изображения? Где они применяются? (слайды 21, 22)

 

 

               Расположение предмета

В каких приборах используется

                           d>2F

В фотоаппарате

                          d=2F

В оптических приборах для получения четкого изображения.

                    2F>d>F

Фотоувеличитель, проекционная аппаратура, киноаппарат…

                          d=F

Лупа, объектив микроскопа.

                          d<F

Увеличительные стекла.

 

 

 

  • Где применяются рассеивающие линзы?

6. Домашнее задание (слайд 23):

Обязательная часть: 

  • прочитать §64 и обратить внимание на те задания из листа «Самоконтроль», с которыми не совсем справился;
  • дозаполнить таблицу (на обратной стороне листа «Самоконтроль»): какие изображения мы получаем в оптических приборах?
  • построить изображения:

А) предмет находится в двойном фокусе собирающей линзы (равное, перевернутое, действительное).

Б) предмет помещен в фокус собирающей линзы   (изображение размытое, в «бесконечности»).

В) предмет находится между фокусом и рассеивающей линзой   (изображение мнимое, прямое, уменьшенное).

Дополнительная часть:

  • построить изображение предмета, расположенного  на главной оптической оси собирающей линзы между её фокусом и двойным фокусом.

7. Итог урока: рефлексия (слайд 24)

Задание: написать себе телеграмму и желающим предложить её зачитать

  1. Кратко написать самое важное, что я уяснил с урока (я понял…., я научился…).
  2. Кратко написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке (я не понял…, у меня пока не получается…).

 

 

Категория: Физика | Добавил: Al-Nik (10.04.2014)
Просмотров: 3539
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Последние новости
[08.10.2020]
ВАЖНО (0)
[29.09.2020]
Новости (0)
[25.09.2020]
События (0)
[25.09.2020]
События (0)
[23.09.2020]
Новости (0)


 

Министерство образования и науки Российской Федерации


 Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи



 
Президент России 

 
 
 

Copyright MyCorp © 2024



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!